Какой отдых предпочитают Россияне: активный или интересный?

Исследовательская компания GfK изучила ключевые тенденции, которые во многом будут определять портрет будущего потребителя туристических услуг.  


Один из магистральных трендов, который сегодня наблюдается на потребительском рынке - смещение фокуса потребителей с того, «что я имею» к тому, «что я сделал». Потребитель себя определяет и характеризует не по тому, что он имеет - материальным вещам, а по тому, что он сделал - где он был, какие впечатления он получил, какой опыт пережил.


Исследование GfK Consumer Life выявило, что в целом 28% российских онлайн-потребителей в значительной мере подвержены тренду «стремление к новому опыту и впечатлениям». В особенности россияне в возрасте 15-24 лет, так называемое поколение Z - некоторые маркетологи называют их «младшие миллениалы», или «поколение селфи». Сегодня компании из разных сфер деятельности делают ставку на это поколение, так как через 10-20 лет они станут основной экономически активной группой населения.


Среди «поколения селфи» доля потребителей, сфокусированных на новом опыте, составляет 30%. Но что касается зрелых представителей миллениалов (25-35), эта доля составляет уже 23%. В новой экономике потребительского опыта, где развитие отношений, создание уникального потребительского опыта так же важно, как и обеспечение людей товарами и услугами, особенную актуальность приобретает концепция «шоппинг впечатлений», расширяющий спектр параметров предложения и непременно включает в себя эмоциональную составляющую. Потребители, планирующие путешествия, находятся в поисках новых впечатлений и ожидают от поездок вдохновения и новых позитивных эмоций.

Россияне выделяются своим интересом к миру – стремлением знать больше о разных народах, странах и культурах. Это свойственно половине россиян. По миру показатель чуть ниже - на уровне 42%.

Напряженность в сфере международных отношений, проявившаяся в 2014-2016 годах, не могла не сказаться на отношении россиян к другим странам, но к 2016 году уровень беспокойства несколько снизился. Если в 2015 году 20% - то есть каждый пятый участник исследования GfK в России - в список трех наиболее беспокоящих их проблем включал «отношения с зарубежными странами», то в 2016 году таких уже было только 11%. По миру данный показатель стабильно на уровне 6%.
Более половины россиян заявляют, что у них есть большой интерес к путешествиям. При этом женщины чаще мужчин интересуются путешествиями (61% по сравнению с 52%). В целом для россиян отпуск - это источник впечатлений и нового опыта: три четверти россиян говорят, что во время отпуска стараются увидеть новые места и попробовать что-то новое.

Что касается того, какой же отдых предпочитают россияне - расслабляющий или активный – то здесь картина близка к глобальным данным. В России, как и в других странах, наблюдается перевес в пользу расслабляющего отдыха. Однако и активный отдых с просмотром множества мест, нравится 40% россиян, что даже немного выше мирового значения. Также значительная доля россиян интересуется приключенческим отдыхом. Две трети россиян любят изучать местную культуру и пробовать местную кухню, что может говорить о хороших перспективах для событийного и гастрономического туризма, как по России, так и за рубеж. Санаторно-оздоровительный туризм – еще одно интересное направление для развития туризма. Дело в том, что к здоровью в России традиционно напряженное внимание. Это самый высокий источник стресса для россиян.

Технологии как источник перемен

Аналитики GfK изучили особенности онлайн-поведения российских путешественников и пришли к следующим результатам:

1. Мобильные технологии и интернет плотно вплетены в опыт путешественников, как иностранных, так и российских. Благодаря стремительному распространению онлайн-сервисов бронирования авиабилетов и агрегаторов предложений отелей, расцвету p2p платформ, таких как Airbnb, потребитель стал более независимым в своем выборе и планировании путешествий.
2. В России конкуренция за онлайн-потребителя туристических услуг еще только развивается. Уровень концентрации на рынке онлайн-сервисов пока невысок и есть место для новых игроков, которые смогут предложить потребителю уникальный опыт.
3. Мобильный Интернет дает существенный дополнительный охват туристических сайтов (порядка 23%). Доля пользователей интернета на мобильных устройствах близка к 40%. Сейчас уже больше половины времени мультискринеры проводят на мобильных устройствах, а именно – в приложениях. Поэтому ожидается, что приложения станут дополнительной точкой конкуренции в сфере туризма и организации путешествий и не только. Преимущество мобильных приложений – прямой до ступ к аудитории. Однако, ключевое требование, кроме удобства пользования, все то же - предоставлять уникальный опыт потребителю.
4. Из-за того, что центр силы и контроль над информацией сместился в пользу потребителя, как никогда важно понимать путь к покупке и отслеживать впечатления в каждой точке контакта с аудиторией, чтобы находить более эффективные формы взаимодействия с ней. Здесь два важных инсайта, которые стоит взять на вооружение.
• В мире, где люди опираются на опыт и рекомендации других потребителей в сети, а также отзывы профессиональных путешественников, нативная реклама получает больше шансов быть воспринятой потребителем.
• Хотя по-прежнему поисковики и контекстная реклама дают уверенный охват аудитории туруслуг, социальные сети, видео- хостинги, видео-чаты уже «дышат им в спину». По данным кросс-медийной панели GfK, наибольший охват покупателей туруслуг дают Вконтакте и Youtube. Кроме того, 40% путешественников в России используют Viber.

Потенциал для въездного туризма

Ежегодно GfK проводит исследование Индекс национальных брендов Anholt-GfK, которое измеряет силу национальных брендов и восприятие имиджа 50 развитых и развивающихся стран мира. Главная опора национального бренда России – ее культура. В этом году Россия занимает 8 место в рейтинге стран с самой интересной культурой для внешней аудитории.


А вот в списке международных туристических брендов мира Россия на 23 строчке из 50. Стоит отметить, что в 2016 году страна несколько улучшила свои позиции в восприятии международных туристов, хотя пока эта оценка не реализовалась в значительном приросте туристических потоков.

22.12.2016